Очередное сражение информационной войны
Очередное сражение информационной войны
В конце января 2019 года по ряду регионов России прокатилась волна сообщений и звонков о "минировании" административных зданий и социальных объектов. Указанные сообщения имели идентичный текст и в основном направлялись в виде электронных писем методом рассылки на официальные электронные адреса объектов муниципальной власти, образования и здравоохранения. В тексте сообщений говорилось о заложенных взрывных устройствах, при этом никаких требований не выдвигалось. По некоторым данным, большая часть этих сообщений поступила из-за границы.
Во всех случаях власти подвергшихся информационной атаке регионов проводили срочную эвакуацию и последующую проверку указанных в ложных сообщениях объектов. В результате ни одно из этих сообщений не подтвердилось.
Власти регионов в официальных обращениях к гражданам указывали, что главная цель анонимной рассылки ложных сообщений — дестабилизировать обстановку и посеять панику среди жителей, в связи с чем призывали население не паниковать. Мотивы действий авторов указанных рассылок были определены как хулиганские.
Так, 21 января поступили электронные письма с угрозами взрывов в ряд учреждений Магнитогорска.
23 января после получения сообщений о «минировании» зданий были эвакуированы посетители нескольких торговых центров, ученики школ, а также представители администрации Приморского края.
24 января из-за сообщений о минировании эвакуированы 46 объектов - школы, больницы, крупные торговые центры и городская мэрия в Хабаровске.
24 января в связи с поступившими сообщениями о минировании эвакуированы несколько школ Южно-Сахалинска.
25 января на официальные электронные адреса объектов муниципальной власти, образования и здравоохранения Якутии поступило около 30 анонимных сообщений о «минировании» указанных социальных объектов и административных зданий.
25 января в Благовещенске из-за сообщений о минировании власти провели эвакуацию более 30 объектов, в том числе педагогического университета и ряда других учебных заведений. Подробнее здесь.
25 января были эвакуированы 23 крупных объекта, в числе которых агентство по туризму Иркутской области, министерство по молодежной политике региона и Контрольно-счетная палата области, десять школ и шесть медицинских учреждений Иркутска и Иркутского района.
28 января в школы и больницы Красноярского края поступило 45 сообщений о минировании, после чего власти провели массовую эвакуацию в получивших указанные сообщения школах, больницах и некоторых других учреждениях города.
28 января после получения многочисленных сообщений о якобы заложенных взрывных устройствах в школах и больницах Хакасии власти провели с этих объектов эвакуацию граждан.
Вспомним, что похожая информационная атака произошла в 2017 году. Тогда массовые звонки о "минировании" учреждений и торговых центров в российских регионах начались 11 сентября 2017 года. По данным московского управления ФСБ, волна анонимных звонков охватила 75 из 85 регионов России, было зарегистрировано более 3000 звонков с угрозами взрывов 4400 объектов, в общей сложности были эвакуированы 2,7 миллиона человек в 227 городах страны.
Около 600 ложных сообщений о минировании поступило в Москву, еще почти 100 - в Московскую область. По оценке ФСБ, только в Москве ущерб от "минирований" составил 150 миллионов рублей. Ни одно из полученных сообщений не подтвердилось.
Учитывая значительный материальный, моральный и психологический ущерб от указанных акций,правоохранительные органы ведут активную работу по розыску авторов ложных сообщений о минировании. Санкция статьи 207 УК РФ предусматривает ответственность в виде лишения свободы на срок до трех до восьми лет.
Отечественных авторов ложных сообщений, действующих из хулиганских побуждений, находят достаточно быстро.
Так, 8 января 2019 г. был задержан 28-летний житель г. Магнитогорска, угрожавший взорвать жилой дом. Подробнее здесь.
9 января 2019 г. правоохранительные органы задержали жителя Челябинской области за ложное сообщение о "минировании" в городе Магнитогорск.
14 января 2019 г. полиция установила автора ложного сообщения о минировании школ в Нижневартовске (ХМАО), им оказалась 12-летняя девочка, звонившая в экстренные службы с чужого телефона.
14 января 2019 г. в Ханты-Мансийском автономном округе был установлен 16-летний школьник, из хулиганских побуждений сообщивший о якобы готовящихся терактах в двух торгово-развлекательных центрах Сургута. Экстренная эвакуация из ТЦ состоялась 10 января. В отношении подростка возбуждено уголовное дело по статье 207 УК, по которой ему грозит до трёх лет ограничения свободы. Подробнее здесь.
14 января 2019 г. в Удмуртии в суд было направлено дело о ложном сообщении о минировании Казанского вокзала в Москве, автором которого оказался житель города Воткинска.
В декабре 2018 г. в Тихорецком и Лабинском районах Краснодарского края были осуждены две женщины за передачу заведомо ложных сообщений о готовящихся террористических актах.
Однако, если сопоставить количество ложных сообщений и доведенных до приговора уголовных дел, то становится очевидным явное несоответствие этих цифр.
Проблема стоит настолько остро, что поисками ее решения озаботились, в том числе, эксперты гражданского сообщества.
Так, 1 февраля 2019 г.главный редактор USA Really Александр Малькевич на своем канале в Telegram весьма вдумчиво проанализировал проблему организации противодействия подобным информационным атакам, которые приводят к массовым эвакуациям и потерям для экономики страны, и предложил пути ее решения.
По мнению А. Малькевича «В условиях Третьей мировой информационной войны особое значение приобретает задача противодействия манипулированию сознанием граждан, недопущение дестабилизации социальной обстановки, подрыва доверия к органам власти, пресечение намеренных провокаций через размещение и распространение фейков».
Так же он весьма тонко подметил, что организаторы информационных атак достигают своих целей по подрыву морального духа граждан и экономики страны без осуществления реальных взрывов.
В качестве возможных мер А. Малькевич предлагает существенно (десятикратно) усилить наказание по данному уголовному преступлению и поднять порог уровня угрозы, по достижении которого проводится обязательная эвакуация. Подробнее здесь .
Приведем некоторые промежуточные оценки описанных выше событий.
- Проблема информационных атак в виде ложных сообщений о минировании объектов социальной инфраструктуры является весьма болезненной. Нападающая сторона малыми усилиями достигает существенного результата и не подвергается при этом риску. Тезис о преимущественно хулиганском характере этих действий необходимо сразу отбросить, поскольку подавляющая часть таких сообщений рассылается явно не хулиганами, а достаточно квалифицированными участниками информационной войны. И находятся они явно не на территории России, иначе сразу были бы обнаружены и понесли заслуженное наказание.
- Характер мнимой угрозы о минировании выбран весьма квалифицированно. Соблюдение принципа обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина (статья 2) является одним из основополагающих принципов противодействия террористическим угрозам, предусмотренных Законом Российской Федерации от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Проведение эвакуации граждан при угрозе минирования объекта как раз и диктуется необходимостью соблюдения этого принципа. Изменение подходов в этом вопросе может повлечь изменение действующего законодательства не в самом гуманном направлении.
- Ужесточение наказания за данный вид преступления не решит проблемы, поскольку санкции статьи 207 УК РФ и без того весьма суровы, а наказание коснется только отечественных «хулиганов». Зарубежные участники информационной войны от такой меры не пострадают.
- На первый взгляд рассматриваемое нами преступление содержит признаки, подпадающие под определение терроризма, сформулированное в статье 3 уже упомянутого Закона РФ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Вспомним: терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Но не все так просто. Некоторые эксперты, занимающиеся проблемой терроризма, полагают, и не без оснований, что в тех случаях, когда признаки терроризма есть, а никаких требований никто при этом не выдвигает, следует говорить не о терроризме, а о необъявленной государству войне. Тем более что война информационная, гибридная, в области мировоззрения, политики, экономики, религии, культуры и т.д. фактически уже ведется на протяжении нескольких лет, а на Украине недавно военное положение даже ненадолго вводилось законодательно. И центр тяжести борьбы в ходе таких конфликтов переносится из сферы военной в сферу политическую, идеологическую, информационную и т.д. Хотя проводятся и чисто военные операции силами специальных операций и разведывательно - диверсионных подразделений.
- Бороться с рассмотренными нами выше информационными атаками вполне возможно. Однако обсуждение конкретных мер выходит за рамки этих заметок, и может нарушить другой принцип противодействия терроризму, а именно – необходимость соблюдения конфиденциальности сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом. Ограничимся тут лишь общим замечанием о том, что все «информационные диверсанты» находятся за границей достаточно далеко от целей их информационных атак. Сознательно оставляем в стороне и вопрос о том, каким законодательством следует регулировать затронутые нами вопросы: антитеррористическим или каким - то другим.