Подать заявку
08 Февраля 2019

​Лауреаты президентской премии создали ноу-хау для ФСБ

Лауреаты президентской премии создали ноу-хау для ФСБ

«Если человек контактирует с взрывчаткой, и после этого он будет касаться до 50 предметов, то даже пятидесятый по счету отпечаток прибор сможет идентифицировать», – рассказал газете ВЗГЛЯД о сути своего открытия Виктор Жарков, лауреат президентской премии в области науки и инноваций для молодых ученых за 2018 год. Жарков и его коллега Евгений Горлов разработали уникальный прибор «с чувствительностью собачьего носа».

В четверг в Кремле президент Владимир Путин вручил премии молодым ученым и инноваторам. Глава государства подчеркнул на церемонии, что хотя формат премии ограничен четырьмя номинациями, достойных работ, которые конкурировали между собой, в этом году было значительно больше, и это «создало определенные трудности для тех, кто делал выбор».

Путин отметил: в последние годы в России значительно возросло число исследователей в возрасте до 39 лет. «В науку приходят сильные, талантливые молодые люди. Мы видим это и по нарастающему с каждым годом числу претендентов на звание лауреатов сегодняшней премии», – сказал президент.

Как ранее сообщала газета ВЗГЛЯД, лауреатами премии стали: Евгений Горлов и Виктор Жарков – за разработку метода дистанционного обнаружения взрывчатки. Вячеслав Дячук отмечен за открытие в сфере развития нервной системы у беспозвоночных и позвоночных животных. Екатерина Гризанова получила премию за выявление механизмов устойчивости сельскохозяйственных вредителей к биоинсектицидам. Иван Оселедец – за создание прорывных вычислительных технологий по решению многомерных задач в физике, химии и биологии.

Виктор Жарков и Евгений Горлов, научные сотрудники из расположенного в Томске Института оптики атмосферы им. В. Е. Зуева Сибирского отделения РАН, «выдали на-гора» открытие, которое поможет отечественным правоохранителям и борцам с террором. Речь идет о лидарном, то есть лазерно-локационном методе обнаружения сверхнизких концентраций взрывчатых веществ в воздухе и на поверхностях. «Лидарный» – от английской аббревиатуры LIDAR (Light Identification Detection and Ranging, «обнаружение, идентификация и определение дальности с помощью света»).

Система позволяет обнаруживать взрывчатые вещества на расстоянии от 5 до 10 метров как в земле, так и на теле человека, отмечают разработчики. Сканирование пространства на расстоянии десяти метров и определение в нем наличия взрывчатых веществ в аэропортах, вокзалах, стадионах, в местах скопления людей, существенно облегчит работу спецслужб.

О сути открытия газете ВЗГЛЯД подробнее рассказал один из авторов прорывной разработки, кандидат физико-математических наук Виктор Жарков.

ВЗГЛЯД: Виктор Иванович, что собственно такое – лидарные комплексы? Каковы их функции?

Виктор Жарков: Принцип работы лидарного комплекса основан на регистрации поглощения лазерного излучения, отраженного от топографической мишени.

Это комплексы, которые предназначены для оперативного и дистанционного контроля биологической и химической обстановки. Они осуществляют наблюдение за изменениями атмосферы, которые обусловлены наличием в ней паров аэрозолей, взрывчатых и других веществ.

Приборы способны фиксировать аварийную ситуацию. Они являются дистанционной системой контроля и способны также вовремя предотвратить угрозу. Довольно широкий спектр действия.

ВЗГЛЯД: Где в целом применяются лидарные комплексы?

В. Ж.: У лидарных комплексов достаточно много областей применения – с их помощью обнаруживают косяки рыбы в море, оставшиеся без связи небольшие суда, людей и так далее.

ВЗГЛЯД: Для кого вы разрабатывали ваш прибор?

В. Ж.: Для Федеральной службы безопасности.

ВЗГЛЯД: Как долго вы с коллегой Евгением Горловым создавали устройство?

В. Ж.: Сам прибор мы делали полтора года. А вообще работа шла куда дольше – десять лет. Мы двигались по следам ученых, которые работали до нас и работают в настоящее время. Начинали мы с того, что научились обнаруживать пары взрывчатых веществ. Но, поскольку взрывчатых веществ очень мало, и они относятся к классу низколетучих веществ (с незначительным испарением), мы перешли на следы, от которых крайне тяжело избавиться.

ВЗГЛЯД: И насколько успешно удается «напасть на след»?

В. Ж.: В ходе испытаний были опубликованы данные – по следам у него чувствительность равнялась 1–10 нанограмм на квадратный сантиметр. Это сравнимо приблизительно с определением по отпечаткам пальцев. То есть если какой-то человек контактирует со взрывчаткой и потом он будет касаться до пятидесяти предметов, то даже пятидесятый по счету отпечаток прибор сможет идентифицировать.

ВЗГЛЯД: Аналоги вашему изобретению существуют?

В. Ж.: Надо отметить, что работы по лазерным локаторам ведутся и в других странах.

Но по силе чувствительности и дистанции обнаружения аналогов нашим разработкам нет. На сегодня у нас, без ложной скромности, самый лучший прибор в мире.

ВЗГЛЯД: Ваше изобретение уже запатентовано или планируется дальнейшее его испытание?

В. Ж.: Патенты необходимые есть, но мы сейчас продолжаем наш труд. Научно-исследовательские работы идут в направлении поиска способов улучшения чувствительности, повышения дальности и снижения весогабаритных характеристик.

ВЗГЛЯД: Вы не замыкаетесь на одной теме, работаете на перспективу?

В. Ж.: В лаборатории параллельно ведутся другие исследования, например, разрабатывается лидар для дистанционного измерения температуры и влажности атмосферы. Наша лаборатория является передовой в мире по лидарным методам и, в частности, по дистанционному обнаружению взрывчатых веществ и измерению атмосферных температур.

Сами же работы инициированы были и проводились несколькими институтами: Институтом оптики атмосферы, Институтом сильноточной электроники, где делался уникальный лазер, Институтом проблем химико-энергетической технологии и Томским государственным университетом. Так что можно считать этот труд коллективным творчеством.