Подать заявку
13 Июля 2022

​Новые ГОСТы по ГО и ЧС

Новые ГОСТы по ГО и ЧС

27 мая 2022

За последнее время утвержден ряд новых национальных стандартов Российской Федерации по гражданской обороне и безопасности в чрезвычайных ситуациях. Некоторые из них введены впервые, а отдельные — взамен существующих. Предлагаем вкратце ознакомиться со стандартами по упомянутым направлениям, которые вводятся в действие на территории Российской Федерации в период с 2022 по 2023 год.

Стандарты по гражданской обороне

В 2021 году Росстандартом утвержден ряд стандартов по гражданской обороне. Отдельные стандарты среди прочих введены на территории Российской Федерации с 1 февраля 2022 года впервые, в частности следующие:

  • ГОСТ Р 42.4.09–2021 «Гражданская оборона. Защитные сооружения гражданской обороны. Порядок оценки готовности», утвержденный приказом Росстандарта от 31.08.2021 № 861-ст. Он устанавливает порядок оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны и их готовности к приему укрываемых;
  • ГОСТ Р 42.4.08–2021 «Гражданская оборона. Защитные сооружения гражданской обороны. Сооружения быстровозводимые блок-модульного типа полной заводской готовности. Общие требования», утвержденный приказом Росстандарта от 08.09.2021 № 926-ст. Стандарт распространяется на проектирование быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны блок-модульного типа полной заводской готовности, возводимых на поверхности земли. Стандарт устанавливает общие технические требования к проектированию быстровозводимых сооружений гражданской обороны блок-модульного типа полной заводской готовности;
  • ГОСТ Р 42.7.01–2021 «Гражданская оборона. Захоронение срочное трупов в военное и мирное время. Общие требования», утвержденный приказом Росстандарта от 13.09.2021 № 950-ст. Стандарт устанавливает общие требования к организации и проведению комплекса мероприятий по захоронению трупов людей и животных, погибших в ходе военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также (в случае необходимости) в результате чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом в следующем году с 1 февраля вводится в действие на территории Российской Федерации новый ГОСТ Р 42.4.03– 2022 «Гражданская оборона. Защитные сооружения гражданской обороны. Классификация. Общие технические требования», утвержденный приказом Росстандарта от 12.05.2022 № 83-ст. Он распространяется на существующие и проектируемые защитные сооружения гражданской обороны. Стандарт устанавливает классификацию защитных сооружений и предъявляемые к ним общие технические требования.

Стандарты по безопасности в чрезвычайных ситуациях

Стандарты по безопасности в чрезвычайных ситуациях рассмотрим в хронологической последовательности их введения в действие.

ГОСТ Р 22.7.03–2021 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру „112“. Общие требования» утвержден приказом Росстандарта от 13.09.2021 № 949-ст. Государственный стандарт введен на территории Российской Федерации с 1 февраля 2022 года впервые.

Уже с 1 июня 2022 года вводятся в действие:

  • ГОСТ Р 22.3.05–2022 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения. Термины и определения», утвержденный приказом Росстандарта от 14.03.2022 № 129-ст. Стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Вводится взамен ГОСТ Р 22.3.05–96;
  • ГОСТ Р 22.8.01–2021 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования», утвержденный приказом Росстандарта от 23.12.2021 № 1852-ст. Стандарт устанавливает общие требования к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Вводится взамен ГОСТ Р 22.8.01–96;
  • ГОСТ Р 22.2.03–2022 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Паспорт безопасности административно-территориальных единиц. Общие положения», утвержденный приказом Росстандарта от 30.03.2022 № 168-ст, устанавливает основные требования к структуре, изложению, оформлению паспорта безопасности административно-территориальных единиц (паспорт безопасности территорий), а также его состав. В стандарте под административно-территориальными единицами понимаются субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Вводится он взамен ГОСТ Р 22.2.03–97.

ГОСТ Р 22.2.03–2022 среди прочего предусматривает, что паспорт безопасности должен быть применен для решения следующих задач:

  • определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций;
  • оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций;
  • оценки состояния работ территориальных органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
  • разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории.

С 1 ноября 2022 года вводятся в действие следующие стандарты:

  • ГОСТ Р 22.3.20–2022 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Руководство по планированию участия неорганизованных добровольцев в реагировании на чрезвычайные ситуации». Стандарт утвержден приказом Росстандарта от 31.03.2022 № 179-ст и содержит руководящие указания по планированию участия неорганизованных добровольцев в реагировании на чрезвычайные ситуации и последующем восстановлении таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование как официальных, так и неофициальных сил и средств. В стандарте рассматриваются подготовительные меры по организации участия неорганизованных добровольцев на различных стадиях развития чрезвычайной ситуации, в том числе планирование отбора неорганизованных добровольцев, обеспечение их безопасного участия в оперативном реагировании, а также их привлечение к долгосрочному сотрудничеству;
  • ГОСТ Р 22.8.05–2022 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах. Общие требования», утвержденный приказом Росстандарта от 30.03.2022 № 169-ст. Стандарт устанавливает общие требования к организации и проведению аварийно-спасательных работ при авариях на химически опасных объектах. Положения стандарта являются обязательными для органов управления всех уровней, организаций, осуществляющих планирование и проведение работ, а также для должностных лиц, ответственных за организацию и проведение аварийно-спасательных работ, и исполнителей этих работ.

Следующий новый ГОСТ Р 22.3.19–2022 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Пункты временного размещения стационарные для населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях. Общие требования. Приемка в эксплуатацию» утвержден приказом Росстандарта от 14.03.2022 № 130ст. ГОСТ вводится впервые.

Стандарт устанавливает общие требования к пунктам временного размещения (далее — ПВР) населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации, а также порядок их приемки в эксплуатацию. Он распространяется на ПВР на базе объектов капитального строительства, а на ПВР, развертываемые на базе каркасных (пневмокаркасных) палаток, мобильных (инвентарных) зданий и сооружений, не распространяется.

Стандартом, в частности, установлены требования к содержанию помещений. Предусмотрено, что курение в жилых помещениях и местах общего пользования, а также употребление спиртных напитков категорически запрещаются. Для курения должны быть отведены специальные места или помещения, оборудованные вытяжной вентиляцией.

ГОСТ Р 22.3.19–2022 вводится в действие на территории Российской Федерации с 1 декабря 2022 года.

В заключение отметим, что общие правила применения стандартов установлены в статье 26 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон).

При этом следует учитывать, что документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 26 Федерального закона). В то же время применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации (часть 3 статьи 26 Федерального закона).

Другими словами, ГОСТ не во всех случаях имеет добровольный характер. В качестве примера напомним, что если заказчиком в описании объекта закупки используются ссылки на стандарты, содержащие показатели, требования, условные обозначения, то в этом случае данная норма является обязательной.

https://zen.yandex.ru/media/olimpoks/novye-gosty-po-go-i-chs-62924d926c9a15248d123ee5?&