Лукашенко предали элиты — мнение
Лукашенко предали элиты — мнение
18.08.2020 - 3:30
«Русская Весна» попросила прокомментировать события в Белоруссии известного писателя и публициста Исраэля Шамира.
«Русская Весна»: За последние 15 лет перед нашими глазами прошло немало цветных революций, механика государственных переворотов разобрана и проанализирована. Как по-вашему, то, что происходит сейчас в Белоруссии, похоже на попытку переворота или на народный протест?
Исраэль Шамир: Да, конечно, попытка переворота. Но причём попытка переворота не внешняя, а та, в которой завязаны самым плотным образом белорусские элиты. То есть то же самое, что и в 1991 году в Советском Союзе. Так же и сейчас.
Это всё, так сказать, не какие-то люди, которые пришли с улицы, это самые элиты, самые, как говорится, советники, те самые люди, которые были во власти. Если уж хотим сравнения — это как смещение царя Николая II. Его же смещали тоже, знаете, самые близкие люди — все руководители собрались и сместили. Что-то подобное происходит и сейчас.
Когда народные протесты, тогда элиты против. А здесь элиты — за! Это, конечно, самое интересное, что во всём этом есть.
Вот прямо сейчас Лукашенко поехал на завод. И представляете, белорусское государство не смогло послать телевизионную команду, чтобы она снимала и транслировала встречу! Он устраивал вчера митинг на площади и практически не было ни съёмок, ни трансляций.
То есть медиа у Лукашенко вообще нет. Все медиа государственные, что были — они практически все в руках его противников. То есть, как мы видим, какая, собственно говоря, разница. Это когда переворот осуществляют сами элиты.
РВ: Удержится ли Лукашенко у власти?
И.Ш.: Посмотрим. Это, знаете, как говорится, спросить в 1943 году кто победит — Сталин или Гитлер? Это такая вещь, которую трудно предсказать заранее. Посмотрим… Лукашенко очень крепко держится. Если бы не было массовой измены среди его элит, то, я думаю, он бы победил.
То есть знаете, там народ протестует, не протестует, но если бы элиты его поддерживали, то всё было бы в порядке. Но вот такая проблема. Те самые грабли, на которые очень часто наступают правители в России и в Белоруссии ещё со времен царя.
Когда элиты меняют свой настрой и решают сориентироваться по-другому. Чем окончится — очень трудно сказать.
РВ: Мы видели численность вчерашнего митинга в поддержку Лукашенко, видели вчерашние протесты оппозиции и все протестные акции на минувшей неделе. Как Вы считаете, насколько серьёзен раскол среди белорусов? Если Батька удержится, сможет ли он преодолеть этот раскол и можно ли вообще преодолеть его?
И.Ш.: Я думаю, что сможет. Я думаю, что прекрасно сможет. Ну, если сейчас справится. Если усидит на коне, то, конечно, преодолеет. Ведь похожая ситуация была и у Путина в 2012, когда была Болотная. То же самое!
Я помню, тогда приехал Медведев, который был премьер-министром. Он приехал на факультет журналистики МГУ. И встаёт какой-то студент 4 курса и говорит ему: «Ну вы уже наладили все места в самолёте в Северную Корею? Когда сваливаете?». И вот, как видите, прошло с тех пор уже 8 лет, а никто «не свалил».
То есть ощущение, что цветная революция «вот-вот победит» — это ощущение может быть и ошибочным. Тем более сейчас. Сколько уже месяцев перед Белым домом в Вашингтоне стоят и кричат: «Трамп, уходи!»? Но Трамп как-то не очень уходит. Так что, знаете, такая вещь…
РВ: Может ли всё пойти по украинскому пути и самое страшное — может ли в Белоруссии вспыхнуть война, если даже сейчас заметен раскол между Брестом, Гродно и восточными Гомельскими и Могилёвскими областями в численности протестных митингов?
И.Ш.: Я бы не ожидал вот таких крайностей. Пока армия поддерживает законного президента. Я бы не ожидал вот такого экстрима. Возможно, пошумят ещё. И если армия не перейдёт на сторону противника, то в общем-то справится. То есть тут важно ещё ему в первую очередь удержать армию, удержать полицию, удержать силовиков и начать срочно исправлять кошмарное положение с медиа.
То, что он, Лукашенко, упустил «почту» и «телеграф», отдал их врагу, это, конечно, страшный удар. Но и он как-то, может, даже не понимал до этого. Всё-таки он человек относительно молодой, моложе меня, но тем не менее, может быть, не совсем понимал, насколько важно работать с медиа и как эта работа должна быть выстроена. Но это в общем-то не очень понимают и в России, и на Украине. Но если он удержит силовиков и сможет развернуть медиа, тогда он, как говорится, конечно, со всем справится.
Самое главное и самое первое — это армия. Если армия с ним останется, то это уже всё неплохо. А армию он сейчас отправил на польскую границу. Они там проводят манёвры, и это хорошая идея и очень хороший, сильный ход. Силовики — ну вроде бы он их поддерживает, не сдаёт. А если учесть, что противники проявляют активность, то, возможно, это ещё всё не так плохо.
А вот «почту» и «телеграф» ему нужно срочно отыграть. Вот прямо, как говорится, сегодня. Это то, что, на мой взгляд, сегодня самая актуальная задача.